Социологическое исследование
«Библиотека и специалист XXI века: изучение кадрового потенциала библиотек республики»
МУ ГЦБС г. Шумерля в период с декабря 2007 года по январь 2008 года провела социологическое исследование «Библиотека и специалист XXI века: изучение кадрового потенциала библиотек республики».
Цель исследования: организация перспективной кадровой политики и формирование системы непрерывного библиотечного образования.
Всего было роздано 20 анкет, анкеты включали 36 вопросов. Объектом исследования стали сотрудники городской библиотечной системы. В ходе исследования выяснилось, что респонденты охотно отвечали на вопросы анкет, выбирали несколько вариантов ответов на один вопрос. На основе собранной информации сложилась достаточно ясная картина о значимости библиотечной профессии, что позволило сделать определенные выводы и заключения.
На вопросы анкет были получены следующие варианты ответов:
1. Укажите, пожалуйста, факторы, которые повлияли на выбор профессии библиотекаря.
Самостоятельный выбор - 70%,
Получение специального образования связано с условиями работы - 5%,
Любовь к чтению - 30%,
Возможность общаться с людьми - 20%,
Поддержал(а) семейную традицию - 5%,
Не было другого выбора - 10,
2. Вы удовлетворены тем, что избрали профессию библиотекаря?
Да, это мое призвание - 40%,
Удовлетворен(а) частично - 50%,
Нет, не удовлетворен(а) - 5%,
Считаю свой выбор ошибкой - 5%
3. Если представится удобный случай, то Вы поменяете профессию?
Нет, никогда - 25%,
Возможно (напишите, чем это вызвано) - 40% (низкой зарплатой)
Поменяю с радостью (на какую, укажите) - 10% (психолог)
Трудно сказать - 25%
4.Каков, на Ваш взгляд, престиж библиотечной профессии в обществе?
Высокий- 10%,
Средний - 40%,
Низкий - 40%,
Крайне низкий -10%
5.Назовите, пожалуйста, достоинства библиотечной профессии?
Интересная, творческая - 60%,
Возможность общения с людьми - 50%,
Интеллектуальная работа - 30%,
Владение источниками поиска информации - 25%,
Знакомство с новыми книгами - 30%
6.Укажите недостатки библиотечной профессии?
Низкая заработная плата - 95%,
Непрестижность профессии - 40%,
Отсутствие льгот - 35%,
Длинный рабочий день - 5%,
Вредные условия труда - 20%,
Отсутствие перспектив в будущем - 25%
7. Оцените качество трудовой атмосферы в Вашем коллективе?
Творческая - 85%
Делова-35%,
8.Какова, на Ваш взгляд, психологическая атмосфера в Вашем коллективе?
Доброжелательная, спокойная - 70%,
Бывает по-разному - 30%
9.Есть ли для Вас в библиотеке реальные перспективы продвижения по службе?
Да-25%,
Скорее да, чем нет -10%,
Скорее нет, чем да - 10%,
Нет - 30%,
Не знаю - 20%
10.Какую должность в библиотеке Вы хотели бы занимать?
Директор, зав. библиотекой - 20%,
Зав. отделом - 15%,
Методист-10%,
Сотрудник отдела комплектования и обработки - 5%,
Специалист по компьютерным технологиям - 5%,
Библиотекарь отдела обслуживания - 40%
11.Оцените, пожалуйста, степень своей профессиональной зрелости?
Чувствую себя на рабочем месте уверенно - 90%
Использую в работе компьютер - 40%
Собираюсь повышать библиотечную квалификацию -10%
Затрудняюсь ответить - 5%
12.Как Вы считаете, Ваш личный профессиональный и творческий потенциал востребован в библиотеке?
Да, востребован -100%
13.Выступаете ли Вы инициатором каких-то новшеств в библиотеке?
Часто - 25% Иногда - 75%
14. Какие проекты Вы хотели бы реализовать в своей библиотеке?
Среди названных проектов были отмечены
проекты по возобновлению доброй традиции семейного чтения;
проекты по становлению библиотек залогом успешного развития нашего города;
проекты, направленные на воспитание гражданственности и патриотизма у молодого поколения,
проекты, направленные на привлечение самых юных читателей города,
проекты, связанные с экологическим просвещением подрастающего поколения,
проекты, направленные на создание творческих клубов для населения
15.Как часто Вы выступаете на конференциях, семинарах, совещаниях?
Очень часто -5% Часто-25% Редко-45% Никогда- 15%
16. Публикуетесь ли Вы в профессиональной печати?
Редко-10% Нет-90%
17.Насколько регулярно Вы следите за профессиональным информационным потоком?
Регулярно - 85% Редко-15%
18.Какие профессиональные издания выписывает Ваша библиотека?
Библиотека и закон (приложение к журналу «Библиотека») - 25%
Справочник руководителя «Учреждения культуры» - 40%
Библиотековедение - 35%
Библиотека - 80%
Библиотечное дело - 5%
Библиотечная газета - 30%
Библиополе - 35%
19.Заинтересованы ли Вы в повышении своей квалификации?
Да, заинтересован(а) - 95% Безразличен(а) - 5%
20.Где Вы повышаете свою квалификацию?
В центральной районной (городской) библиотеке - 75%
На факультете дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации) в г. Чебоксары - 40%
21. Как Вы оцениваете необходимость непрерывного образования библиотекарей?
Необходимо обучаться постоянно - 100%
22.Назовите наиболее эффективные, на ваш взгляд, формы повышения квалификации
Научно-практические конференции - 20%
Курсы повышения квалификации - 65%
Межрегиональные семинары - 10%
Республиканские семинары - 50%
Районные (городские) семинары - 30%
Выезды в другие регионы по обмену опытом - 75%
Практические занятия - 35%
Тренинги - 25%
Деловые игры - 5%
23. По каким направлениям Вам необходима методическая помощь?
История края и библиотеки - 15%
Правовое, патриотическое воспитание - 25%
Экологическое воспитание - 5%
Информационное обслуживание - 40%
Справочно-библиографическая работа - 20%
Этика, правовое воспитание - 10%
Организация фондов, каталогов - 15%
Организация массовых мероприятий -10%
Организация обслуживания - 15%
Организация досуга населения - 5%
Программно-целевое планирование - 10%
Библиотека в помощь самоуправлению - 5%
Краеведческая деятельность библиотеки - 5%
Рекламная деятельность - 5%
Новые формы работы - 35%
Автоматизация библиотек - 25%
Стандартизация услуг и повышение их качества в области библиотечного дела - 20%
Организация внестационарного библиотечного обслуживания - 5%
24. Ваши предложения по совершенствованию системы повышения квалификации
Среди основных мероприятий выступают: выезды в другие регионы по обмену опытом, курсы для молодых специалистов, семинарские занятия.
25. Чувствуете ли Вы себя справедливо оцененным за свой труд?
Да, очень часто - 15% Часто - 25% Почти никогда - 45% Затрудняюсь ответить - 5%
26. Какие формы социальной поддержки работников, поощрения и стимулирования труда есть в Вашей библиотеке? (премии, льготы, гарантии и т.д.). Укажите их
Нет - 75%, дополнительные дни к отпуску согласно коллективному договору - 20%, премия 2 раза в год в размере оклада - 5%
27. По вашему мнению, Вы работаете в эффективной, успешной библиотеке?
Да- 70% Нет-10%
28. Считаете ли Вы, что Ваша библиотека нуждается в существенных преобразованиях?
Да, нуждается - 35% Нуждается частично - 30% Нет, не нуждается - 20% Трудно сказать -15%
29. На Ваш взгляд, какие специалисты в настоящее время нужны библиотекам?
Программисты - 90%
Инженеры-электронщики- 10%
Менеджеры информационных ресурсов - 20%
Психологи -10%
Юристы - 5%
30. Ваше видение библиотечного специалиста XXI века
Библиотекарям представилась возможность раскрыть образ современного специалиста, наши сотрудники представляют его как исключительно человека образованного, грамотного, творческого, тактичного, энергичного, владеющим навыками работы с современной оргтехникой, умением пользоваться услугами сети Интернет.
В любом исследовании представляется важным дифференциация по таким показателям как пол, возраст, образование.
В области библиотечного дела нашей системы работает исключительно женский коллектив. Сотрудники библиотек имеют образование:
Высшее библиотечное - 15%
Высшее техническое - 5%
Высшее не библиотечное, гуманитарное - 15%
Среднее специальное библиотечное - 50%
Среднее специальное не библиотечное - 5%
Обучаюсь в ВУЗе (укажите в каком) - 10%
Данная динамика свидетельствует о том, что к библиотечным кадрам с профессиональным образованием вливаются специалисты других сфер занятости.
Возрастной состав библиотекарей МУ ГЦБС г. Шумерли достаточно репрезентативен и соответствует: До 20 лет - 5% 26-30 лет-15% 35 лет -30% 36-40 лет- 10% 41-45 лет-15% 46-50 лет-15% 51-55 лет-5% 56-60 лет-5%
Стаж работы библиотекарей составляет:
а) Общий стаж библиотечной работы
от 1 до 5 лет-45%, от 5-до 15 лет - 25%, свыше 15 лет - 30%
б) Стаж работы в данной библиотеке
от 1 до 5 лет- 70%, от 5-до 15 лет -10%, свыше 15 лет - 20%
Полученные цифры свидетельствуют о привлечении новых сотрудников, переводе библиотекарей из библиотечной системы района в город.
При изучении должностного состава библиотек города были получены данные: Заведующий, директор, зам. директора - 25% ,Зав. отделом обслуживания - 5% ,Библиотекарь читального зала - 20% ,Библиотекарь абонемента - 15%, Методист- 10%,Библиотекарь отдела комплектования и обработки - 5%,Библиограф - 20%. По полученным в исследовании результатам были выдвинуты гипотезы: Большинство библиотекарей при выборе профессии ориентировались преимущественно самостоятельным выбором (90%) и любовью к чтению (30 %).
Несмотря на низкую заработную плату (95 %), непрестижность профессии (40%),отсутствие льгот (35%) работу библиотекаря считают своим призванием (40%) и никогда не поменяли бы свою профессию (25%), но в свою очередь 40% респондентов при случае возможно (по причине низкой заработной платы) сменили бы свою профессию. Среди достоинств библиотечной профессии выделяют:
интересная, творческая (60%),
возможность общения с людьми (50%),
доброжелательная и спокойная атмосфера в трудовом коллективе (70%).
Среди положительных моментов следует отметить, что среди библиотекарей наблюдается 100%-ная востребованность личного профессионального и творческого потенциала, многие чувствуют себя уверенно на рабочем месте (90%), все сотрудники на 100% довольны занимаемым должностям. Большинство опрошенных (85%) стремятся регулярно следить за профессиональным информационным потоком и выписывают большинство из перечисленных в анкете профессиональных изданий. Существенная часть библиотекарей (90%) заинтересована в повышении своей квалификации, которую они повышают в городской центральной библиотеке (75%) и на факультетах дополнительного профессионального образования в г. Чебоксары (40%). Необходимость непрерывного образования подтверждают единогласно все сотрудники нашей библиотечной системы, среди наиболее эффективных форм повышения квалификации отмечают: курсы повышения квалификации (65%), республиканские семинары (50%), стажировки (65%), выезды в другие регионы по обмену опытом (75%)
Одним из отрицательных моментов в профессии библиотекаря является то, что примерно половина сотрудников (45%) почти никогда не чувствует себя справедливо оцененными за свой труд, не имеют никаких поощрений - 75% библиотекарей, 25% сотрудников пользуются дополнительными днями за выслугу лет к очередному отпуску, принятыми во внимание согласно коллективному договору.
Несмотря на то, что сами библиотекари считают престиж библиотеки в обществе как средний (40%) и низкий (40%), потребность библиотек в специалистах как программист (90%), отсутствием социальной (материальной) поддержки указали,что работают в эффективной, успешной библиотеке.
Таким образом, моно сказать, что несмотря на все социальные проблемы библиотекари МУ ГЦБС г. Шумерля занимают активную жизненную позицию, пытаются качественно вести свою работу, повышая профессиональную квалификацию. Мы не можем просто констатировать сложившееся положение и как профессионалы обязаны влиять на содержание и организацию работы как библиотекарей, так и библиотек в целом.