В санскрите есть слово «россия». В переводе означает «поле игры Богов». Мне кажется, что сами наши просторы, это небо располагает к поэтическому восприятию. Россия дала миру много талантливых литераторов. Среди них Геннадий Айги. 21 февраля исполнился год со дня смерти Г.Айги. В эти дни его вспоминают не только в Чувашии, но и в разных уголках мира. Ярчайшая индивидуальность и ослепительный талант, он неповторял никого и ни в чем. Айги, безусловно, явление в поэзии, не только чувашской, российской, но и мировой. Творческая судьба Г.Н. Айги сложна, как у любого поэта, но и удачлива, в отличие от многих. Чувашский мальчишка из деревни Шаймурзино, сын сельского учителя вошел в контекст мировой литературы XX века. С 1949 года – момента опубликования первого стихотворения Айги до наших дней - увидели свет десятки сборников его стихов на чувашском, русском, словацком, чешском, польском, французском, английском, и многих других языках. Благодаря ему чувашская поэзия зазвучала на всю Европу. А мы, в свою очередь, читаем европейских поэтов на чувашском языке. Айги называют и новатором поэзии, и модернистом, и авангардистом, но, безусловно, его познания и творчество опирается на традиции русской, чувашской и мировой поэтической школы. В одном из интервью Айги сказал: «Основоположниками русского авангардизма в поэзии принято считать Хлебникова и Маяковского. К ним я отношу также и Казимира Малевича. Безусловно, их творчество отразилось на моей поэтики. Не отрицаю влияния и французской поэтики. Но я никогда не терял ощущения близости своего родного народа, его глубоких нравственных, эстетических ценностей. Я не отделяю себя от моего народа – трудолюбивого, мудрого, народа – прекрасного в своих нравственных проявлениях, я бы сказал, «генетически» миролюбивого. Любовь к ближнему, друг к другу – это и есть гуманизм. Это питает мои корни, помогает мне в творчестве».
Тому, кто впервые открывает для себя творчество Айги и сталкивается с трудностями восприятия, можно дать добрый совет: не спешите огорчаться, если Вы, дорогой Читатель, не сразу войдете в мир поэта. Айги, как и любой талантливый художник, воспринимается неоднозначно. Поэзия Г. Айги имеет отличный от всех язык, в котором даже звук может содержать свой особый смысл. Каждое слово – образ. По его словам, он писал на грани сна и пробуждения. В своих стихах Г.Айги обращался к самым простым, родным, а значит, насущным вещам для каждого из нас – к свету, полям, деревьям, ветру, другу, оврагу, огню, ребенку. Исследователи отмечают, что необычная поэтическая манера Айги, сочетает в себе черты разных форм творчества – поэзии, живописи и музыки. Его поэзия не терпит суеты.
Чем больше вникаешь в поэтические строки Айги, тем больше хочется узнавать о нем, так интересен внутренний мир поэта. Всмотритесь в его портрет. Умное, доброе, мудрое, лицо человека, перенесшее многое: и годы забвения, и предательство, и славу. Айги родился в д. Шаймурзино Батыревского района. Его настоящая фамилия Лисин, которую он поменял на древнюю родовую Айги (означающиую «тот самый»). Его отец, учитель русского языка погиб в годы Великой Отечественной войны. Незаурядный поэтический дар Айги проявляется в ранней юности и в 1953 году он уезжает в Москву учиться в Литературный институт. Знакомится с Борисом Пастернаком, который стал его первым настоящим учителем слова. Дружба с Пастернаком, а также собственная новаторская поэзия послужили поводом для отчисления его из института. В брежневское время Айги жил, не имея постоянной работы, в основном существуя на скудные переводческие гонорары. Его самые значимые тексты оставались неопубликованными в Советском Союзе. В то время как произведения поэта были уже переведены и напечатаны в более чем 20 странах. Перестройка принесла радикальные перемены. Айги стал издаваться в России, и был признан ключевой фигурой русского авангарда. Для поэта стали возможными заграничные поездки, его стихи продолжали переводиться, он получал многочисленные почетные звания и приглашения на поэтические фестивали и симпозиумы во все уголки мира. Он по праву заслужил высокую награду читательского признания и любви.
Отдавая дань памяти великому писателю, Шумерлинская городская библиотека семейного чтения, носящая его имя, проводит разноплановую работу по изучению и пропаганде литературного наследия Г.Н.Айги. Библиотека формирует фонд, включающий печатные произведения Г.Н.Айги, издания, посвященные его жизни и творчеству. Большим подспорьем, уважаемые читатели, в изучении творчества Г.Н.Айги может стать научно-вспомогательный указатель «Айги», составленный Национальной библиотекой. В указатель включены отдельные издания и произведения поэта, опубликованные в периодических изданиях и сборниках на чувашском, русском языках и языках народов мира с начала его творческой деятельности по 1998 год включительно. Сотрудники Национальной библиотеки разработали электронную монографию «Г.Айги. Поэзия тишины». В этот мультимедийный диск вошла не только библиография творчества поэта, но и видео и фотодокументы, в которые включено авторское исполнение стихов. Профессор ЧГУ Г.А.Ермакова подарила нашей библиотеке несколько своих книг, посвященных анализу творчества Айги «Художественно-философский мир Айги: истоки, типологические параллели», «Философские мотивы творчества Г.Айги и восприятие их читателями». Чувашская писательница Ева Николаевна Лисина, сестра Геннадия Николаевича, преподнесла в дар библиотеке книги из фонда поэта, а также видеокопию фильма М.Разбежкиной «Острова».
Творчество Айги, переросшее рамки своего времени, несомненно, станет достоянием последующих поколений. Распоряжением Президента республики Н.В.Федорова в целях увековечения памяти и сохранения творческого наследия народного поэта Чувашии Геннадия Айги в 2007-2010 годах будет издано собрание его сочинений на чувашском и русском языках. Творчество Айги станут изучать в школах республики. Айги – первый современный поэт-авангардист, включенный в российскую школьную программу. Всех ценителей поэзии библиотека им. Г.Айги приглашает на литературный вечер «Г.Айги. Дорогие мгновения памяти», который состоится 26 февраля в13.00 ч. в школе №3.
Библиограф библиотеки
Бадина М.