Интересные формы массовой работы в библиотеке
Дорогие коллеги!
Приближается Новый, 2015 год. Все мы сейчас начинаем работу над новыми планами на будущий год. Я предлагаю вашему вниманию некоторые формы массовой работы в библиотеке. Конечно, это не инновации, а скорее забытые или невостребованные старые формы, хотя многие из них актуальны, на мой взгляд, и сегодня. Может быть, они кому-то понравятся и человек возьмёт их на вооружение, чему я буду искренне рада.
1.Вечер-импровизация.
Это диалоговая форма работы, которая позволяет раскрыться каждому участнику вечера. Главное условие – говорить о любимом и хорошо знакомом в литературе и музыке так, чтобы зажечь искорку понимания в душах слушающих (звучат любимые стихи, бардовские песни). Например, вечер-импровизация «Пока горит свеча». Обязательный атрибут этого предновогоднего вечера – свечи (можно держать перед собой свечу и рассказывать, а затем, окончив свой рассказ, чтение стихов, передать ее следующему). Гости должны быть подготовленными, эрудированными людьми. Ведущий вечера «незримо» присутствует среди гостей и поддерживает диалог-общение. (Источник: Библиотека, 2003, №3, С. 75 – 77.
2.«Литературный вернисаж».
В творчестве многих поэтов, писателей есть циклы «Литературные портреты», которые посвящены известным деятелям культуры, литературы, искусства (у М.Цветаевой есть циклы: о Пушкине, А.Ахматовой, А.Блоке, В.Маяковском). Участники делятся на две команды: одна представляет «портреты»: дает краткую аннотацию, читает стихи или прозу представленного в «портрете» автора. Другая группа должна назвать того, о ком идет речь.
Во 2-ом туре раздают игрокам «поэтические открытки» - на которых отрывки из литературных произведений тех авторов, имена которых будут представлены на «вернисаже». Автор стихов на открытке не указан. Его нужно отгадать. (Источник: Библиотека, 1994, №11).
3.Литературный «калейдоскоп».
Слово «калейдоскоп» в переводе с греческого означает - «Красивый вид» и …скоп - трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. Это детская игрушка. А в переносном смысле – калейдоскоп – это быстрая смена лиц, событий, в данном случае, связанных с литературой, творчеством писателей. Можно брать какие-то отдельные факты из биографий писателей, истории создания их произведений, отрывки из фильмов по произведениям, викторины и литературно-поэтические конкурсы. Самое главное – чтобы это было очень интересно, и читатель про себя восклицал удивленно «Ах! Как здорово! Как интересно!»
4.«Литературное караоке».
Это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке – звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке – звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии. К юбилею М.Ю Лермонтова мы делали такую форму. Музыку брали не только классическую, но и современные композиции, очень красивые, нежные, лиричные. Они прекрасно подходили под любовную лирику поэта. Читать стихи вызвались первокурсники техникума. Ребята сначала стеснялись, а потом уловили ритм стиха, прониклись сами атмосферой и красотой лермонтовского слога, и получилось просто замечательно! А самое главное – им самим понравилось, и они получили эстетическое наслаждение, ну и призы, естественно.
5.«Гражданский форум».
В работе с молодежью можно использовать такую диалоговую форму как «гражданский форум», основанную на опыте США. В основе форума лежит взвешенный диалог, поиск ответов на вопросы в процессе дискуссии на социально значимую тему. Темы гражданского форума: «Какая армия нам нужна?», «Детская преступность: где выход?», «СПИД: как замедлить эпидемию?», «Коррупция: как её победить и возможно ли?» и др. (Источник: Библиотека, 2003, №5, С. 6 – 8).
6.Вечер-памфлет.
Что такое памфлет? Это злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – обличение (гражданское, социально-политическое). Памфлетность может присутствовать в различных художественных жанрах (пьеса-памфлет, роман-памфлет). Пример: дневник И.Бунина «Окаянные дни»).
Цель вечера-памфлета – осуждение каких-то пороков, явлений жизни – пьянства, наркомании, табакокурения и т.п. Нужно широко использовать художественные произведения, в которых эти явления нашли отражение, периодику. Здесь же необходим рассказ об интересных увлечениях, различных видах досуга, встречах с людьми, которые посвящают свое свободное время хобби.
7.Вечер-репортаж.
Это форма заимствована из передач TV и радио. Проводится в форме живого репортажа-интервью. Ведущий-репортер – задает вопросы (с вопросами присутствующих нужно ознакомить заранее) участникам вечера, даёт комментарии к ответам. Один и тот же вопрос задается нескольким участникам, они высказывают собственную точку зрения, их мнения могут совпасть или вылиться в дискуссию. Хорошо, если за ходом такой дискуссии будет следить специалист (педагог), он же сделает выводы в конце мероприятия, подведет итоги. Библиотекарь должен оформить выставку по теме вечера-репортажа, сделать качественный обзор.
8.Вечер разгаданных и неразгаданных тайн («Тайны вокруг нас»).
Цель вечера – привлечь внимание к научным открытиям, нерешенным проблемам, к различным явлениям окружающего мира. В центре внимания - гипотезы, версии, открытия из различных отраслей знания – медицины, естественных наук, психологии, истории, необъяснимые явления – НЛО, телекинез, телепортация, полтергейст, сингулярность и т.п. Темы: «Гипноз: Возможности, секреты», «Тайна Атлантиды: Легенда? Правда?», «Тайна Тунгусского метеорита», «Дельфины – загадка моря», «Возможна ли передача мыслей, чувств на расстоянии?», «Искусственный интеллект к 2030 г. – реально ли?» и т.п.
9.«Военный «огонек» (по типу TV передачи «От всей души»).
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, которые делятся своими воспоминаниями за чашкой чая, живое общение, концертные номера (по заявкам ветеранов), рассказ о них (о ветеранах), интересные моменты из их биографии. Создание очень уютной комфортной душевной атмосферы.
10.Библиотечный калейдоскоп (в День библиотек).
По типу «Литературного калейдоскопа». Библиотеки-филиалы демонстрируют фрагменты интересных мероприятий, сценки из библиотечной жизни, театрализованные фрагменты. Быстрая смена лиц, событий, связанных с библиотекой, библиотекарями, читателями.
11.Вечер-концерт; Вечер-дивертисмент.
Вечер-концерт – текстовый материал перемежается с концертными номерами (исполнение «вживую» или видео, аудиозапись, например – вечер-концерт «Романса трепетные звуки», «Я помню вальса звук прелестный» и др.)
Вечер-дивертисмент – дивертисмент (от франц. – развлечение) программа из номеров различных музыкальных жанров (популярные арии, танцы, комические монологи и сценки – появились в 17 веке). В канву вечера входят номера различных музыкальных жанров, с целью создания атмосферы отдыха, общение с прекрасным.
12.«Пять минут с искусством».
Это гибкая, легкая форма приобщения к искусству. В ней реализуется принцип «малой дозировки» (т.е. рассчитан на людей, не приученных к художественному мышлению). Поэтому общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным.
Название говорит само за себя, подростки в течение коротких, но эмоционально напряженных минут воспринимают одно или несколько произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Смысл данной формы мероприятия – в свободном общении и высказывании впечатления о произведении искусства. Нет попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о работе малоизвестного или всемирно известного художников.
Методически такой тип общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расстановка стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, контакта, заключительный момент. Это не разовое мероприятие, его лучше проводить циклами. Отбор материала в связи с юбилейной датой художника, а, может быть, в соответствии с настроением библиотекаря (тематический, «жанровый» пейзаж, натюрморт, портрет и т.п.).
Наилучшее решение ситуации – использование двойного художественного ряда, когда одновременно демонстрируются произведения разного вида и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления. Например, демонстрируется репродукция картины Боттичелли «Весна» в сопровождении музыки Вивальди или портрет Струйской (художник Рокотов) под звуки ноктюрна Шопена. При этом активизируются два психологических канала восприятия: визуальный и аудиальный, обоюдно друг друга усиливающие. Очень важна информация о произведении, она должна быть доступной, понятной и интересной. Например: Загадка портрета Джоконды (Леонардо да Винчи), Тайна жизни и смерти Нефертити, Героини картин Боровиковского и др. В итоге сильное впечатление. Положительные эмоции вызывают интерес к искусству и желание новых минут эстетического наслаждения.
13.Шок-урок, шок-цитата.
Шок-урок обычно готовиться по остроактуальной проблеме – наркомании, СПИДу; например, шок-урок: «Наркотики: Путешествие туда без обратно». Основа шок-уроков: письма, откровения, исповеди молодых наркоманов. Материал сознательно не редактируется. Полностью сохраняются содержание и лексика откровений. Хорошо, если есть видеофильм по теме урока. В структуру урока также включаются официальные данные о состоянии борьбы с наркоманией в стране и городе.
Шок-цитата используется при оформлении книжных выставок. Например, выставка «Книги-юбиляры». При представлении повести Н.Гоголя «Страшная месть» наряду с цитатой И.Бунина можно использовать и высказывание А.Ремизова: «А Гоголь мне пришелся не по зубам: и то, что не «по-русски», чего-то непривычно, тоже говорили, что очень смешно и страшно, но ничего смешного и страшного я не почувствовал, а рисунки слепые – для моих глаз ничего не вырисовывалось…». То есть используется цитата, идущая вразрез с общепринятым мнением, вызывающая удивление и желание поспорить.
14.Библиотерапевтические часы.
Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой"
(от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). Согласно определению,
принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия означает
"использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического
средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи
направленного чтения". Первоначально «терапевт» - это мудрец,
мыслитель, безупречный подвижник-аскет, посвятивший жизнь духовному, высшим
силам. Или, говоря сниженным современным языком, скорее «информационный
работник», лечащий современным Словом. Библиотерапия, книготерапия –
суть этого явления в том, что книга, чтение способствует выздоровлению человека,
поддержанию положительного психологического баланса в его душе. Искусство слова,
прекрасного, умного, доброго, способно вызвать переворот в душе человека –
изменить его взгляды – настолько велика сила художественной литературы. Давайте
также вспомним, где впервые зародилась библиотерапия (не по легенде, а на
самом деле). А зародилась она в монастырях, в монастырских библиотеках. Лечил
пастырь словом Божьим.
«Словом можно убить. Словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести». Под «библиотерапией» понимают воздействие художественной литературы на психику человека (страдающего неврозами), объединив воздействие слова (тональность голоса, эмоциональный фон – все это имеет большое значение) и музыки. Слово лечит – это истину знали древние, как и то, что музыка благотворно влияет на все живое, и на чувства, настроение людей в том числе. Знаменитый Гиппократ специально приписывал больным курсы музыкотерапии. Пифагору же принадлежит афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей…» Во время болезни у человека меняется его художественное восприятие. (Некоторых привлекают произведения, полные пессимизма и отчаяния, где человек стремится найти параллели со своей жизнью, либо противоположная ситуация – такой человек ищет книги со счастливым концом).
Можно разработать цикл библиотерапевтических часов, каждый из которых представляет собой литературно-музыкальную композицию с определенным эмоциональным настроем. С помощью специально подобранных стихотворений, отрывков художественной прозы и музыки нужно постараться пробудить в людях чувство доброты, найти столь необходимую в наше стрессовое время точку опоры, обрести уверенность.
Коррекция психологического восприятия жизни – так коротко можно охарактеризовать основной стержень библиотерапевтических часов. Принципиальное их отличие от традиционных массовых мероприятий состоит в том, что воздействие осуществляется художественным словом и музыкой. Полностью отсутствуют формы привычной пропаганды книги (элементы библиографического обзора, беседы и т.п.). Задача библиотекаря сводится к роли искусного чтеца, исполнителя. Главное соответствие музыки и текста.
Композицию начинают с успокаивающей музыки, затем – более оживленная, а завершается сеанс мелодией, которая создает природное настроение.
Темы библиотерапевтических часов могут быть различные: счастье, дружба, любовь, семья, общение с природой, прекрасным.
О пользе и вреде чтения тех или иных произведений (библиотерапии и антибиблиотерапии) спорят в наши дни.
Лечит литература, написанная духовно здоровым человеком. Механизм библиотерапии (и арттерапии тоже): узнавание себя, примеривание на себя коллизий (и уроков) Героя. Лечение гармонией, высшими ценностями.
Давно известно, выздоравливают быстрее оптимисты. Восточная медицина утверждает, что никакое лечение не принесет результата, если человек находится в подавленном состоянии. Например, «Анну Каренину» Л.Н. Толстого не стоит давать человеку, переживающему какие-либо неполадки в семейной и личной жизни.
Существует наблюдение, что чтение произведений Шекспира, Бунина, Бродского и др. является средством от угнетенного состояния. Произведения Ф.М. Достоевского наполнены таинственностью и в некоторых людях пробуждают неведомые до этого внутренние чувства и переживания. Л.Н. Толстой некоторых утомляет, а некоторых веселит; рассказы Бунина вызывают новые ощущения и искорки жизни. У Чехова, как и у Гоголя, есть веселые вещи, а есть и глубокие, философские рассуждения. Это только русская классика, а, сколько еще другой литературы, в том числе зарубежной, не отстающей от русской по способности влиять на восприятие.
Список книг для лечения неврозов (от "А" до "Г", всего же в нем более 80 названий):
1. Аксенов В. Товарищ Красивый Фуражкин
2. Алдан-Семенов А. Ревел над морем ветер свежий...
3. Алдан-Семенов А. Река Парабель
4. Амлинский В. Жизнь Эрнста Шаталова
5. Андерсен Г.Х. Сказки и истории
6. Базен Э. Встань и иди
7. Бек А. Жизнь Бережкова
8. Берггольц О. Испытание
9. Берггольц О. Я сердце свое никогда не щадила
10. Бовуар С. Очень легкая смерть
11. Бойченко А. Молодость
12. Борисов Л. Родители, наставники, поэты. Книга в моей жизни
13. Брет Гарт Ф. Счастье Ревущего стана и другие рассказы
14. Брет Гарт Ф. Собрание сочинений в 6 томах
15. Бронте Ш. Джейн Эйр
16. Булгаков М. Записки юного врача. Рассказы
17. Вигдорова Ф. Дорога в жизни. Это мой дом
18. Воронцова П. Софья Ковалевская
19. Гайдар А. Военная тайна
20. О.Генри. Избранные произведения в 2 т.
21. Герман Ю. Один год
22. Герцен А. Былое и думы
23. Гете И.В. Фауст
24. Голсуорси Дж. Сильнее смерти
25. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты
26. Горький М. Рассказы о героях
Самое интересное, что практика показала: эффективнее всего неврозы лечатся сказками Андерсена, повестью В. Титова "Всем смертям назло" и рассказами Анатолия Алексина.
Ассамблея
Бал виртуальный
Дистанционный урок
Живая газета
Информационная биржа
Карнавал (маскарад)
Мозговая атака
Ток-шоу
Парад / шествие литературных героев
Тематический рейд
Сюжетно-ролевая игра
День дошкольника
Книжная вечеринка
Медиапутешествие
Перекресток мнений
Трибуна смелых гипотез
Художественно-публицистическая композиция
Час личного мнения
Час проблемных вопросов
Час доверия
Шоу–программа
Эстафета поколений
День гения – комплекс ярких, содержательных мероприятий, посвященных неисчерпаемым возможностям человека. Читателей знакомят с жизнью и деятельностью гениальных людей, как знаменитых, так и малоизвестных людей, представляющих разные времена и народы.
Дебаты – мероприятие, содействующие развитию критического мышления и аналитических навыков. Проходит в форме спора по определенным правилам. Участники ставят перед собой задачу убедить судей в том, что их позиция самая правильная.
«Путешествие» по странам мира – культурно-зрелищное мероприятие, целью которого является более детальное ознакомление читателей с географическим, экономическим положение стран, культурной жизнью их народов.
Поэтический лабиринт – мероприятие, проводимое с участием любителей поэзии. Напоминает поэтическую викторину.
Пресс-марафон – нетрадиционная форма работы с периодикой, во время которой участники поочередно называют в порядке алфавита известные им газеты и журналы. Каждый раз, когда называется следующая буква, тот за кем остается последнее слово, получает жетон.
Пресс-мозаика – в ходе, которой три участника состязания получают конверты с нарезанными буквами, из которых нужно составить название газет и журналов.
Пресс-весы – вариант мероприятия по работе с периодическими изданиями, в ходе которого участники оценивают периодические издания. Участвуют две команды, которые получают издания для отзыва. Одна команда получает задание найти положительные стороны журнала или газеты, другая недостатки. Побеждает та команда, чьи недостатки были весомей.
Пресс-рулетка – мероприятие игровой формы по работе с периодикой. Игровое поле имеет 4 цвета. Чем темнее цвет, тем сложнее вопросы. Например:
• Первое поле - Рубрики журналов
• Второе поле – Год издания
• Третье поле – Тираж издания
• Четвертое поле - Местная периодика.
Библиогид «Тысяча мудрых страниц»
Информационный обзор новинок энциклопедической и справочной литературы.
Неделя библиотеки
Комплекс мероприятий, целью которого является популяризация библиотеки, привлечение новых пользователей; объединение друзей библиотеки; общение любителей книги, в программу которого могут входить: День читателя, День автора, бенефис читателя, праздник книги, книжный аукцион, презентация, читательская конференция, конкурсы знатоков, литературные игры и викторины, выставки книжных коллекций, собраний из личных библиотек и др.
Неделя книг о здоровом образе жизни |
«Культура здоровья подростка» |
Ярмарка полезной информации |
«Что значит быть здоровым? |
Конкурсно-игровой калейдоскоп |
«Мы выбираем спорт» |
Беседа - диалог |
«Здоровая семья - это здорово!» |
Книжные выставки |
«Подросток. Здоровье. Будущее» |
Выставка-вопрос |
«Курение? На это нет времени» |
Конкурсно-игровая программа |
«Маскарад вредных привычек» |
Занимательный урок здоровья |
«В стране здоровячков» |
Тематическая программа |
«Простые правила здоровья» |
урок здоровья |
«Научись быть здоровым» |
Беседы |
«Табак, алкоголь + ты = разбитые мечты» |
Час-спор |
«Отказался – значит, взрослеешь!» |
Книжная выставка - предупреждение |
«Коварные разрушители здоровья» |
Лекторий для родителей |
«Уроки здоровья для больших и маленьких» |
Позитивный урок литературного чтения |
«Будущее за здоровым образом жизни» |
Час полезного совета |
«Жить – здоровьем дорожить» |
Слайд-беседа |
«Жизнь прекрасна без дурмана» |
Откровенный разговор о здоровье |
«Здоровье, сила, бодрость – вот спорта основной закон» |
Литературно-спортивный праздник |
«Чтение + спорт = правильный выбор» |
Игра-эстафета |
«Если хочешь быть здоров - выходи играть во двор» |
Устный журнал |
«Юность без курения, алкоголя и наркотиков» |
Цикл антинаркотических акций |
«Скажи всем, чтобы услышал каждый» |
Выставка-ситуация |
«Подружись со спортом» |
Сюжетно-ролевая игра |
«В поисках страны здоровья» |
Цикл книжно-информационных выставок |
«Сохрани себе жизнь» |
Шок-уроки |
«Это опасно – не рискуй напрасно» |
Час практических советов |
«Расти красивым и сильным» |
Час полезной информации |
«Поликлиника доктора Нехворайкина» |
Литературно-физкультурная эстафета |
«Мы здоровые ребята» |
Профилактический урок |
«Выбирай спорт, выбирай здоровье» |
Час проблемного разговора о компьютерной и Интернет-зависимости |
«Как не стать геймером» |
Урок здоровья |
«Не привыкай к плохому» |
Книжная выставка |
«Горькая мода на яд» |
Информационный обзор |
«Эпидемия дурмана» |
Игровая программа |
«Ключи к здоровью» |
Час веселых игр |
«Мы зарядку делали – прыгали и бегали» |
Информационно-просветительная антинаркотическая акция |
«Брось сигарету, возьми книгу!» |
Диалог-размышление |
«Здоровье - так ли это важно?» |
Шок–урок. |
«Давайте говорить ...о жизни!» |
Ситуативные игры |
«Если хочешь быть здоров» |