Библиокастинг инновационных форм работы с молодежью

 

Сегодня библиотечное обслуживание молодежи характеризуется сочетанием традиционных и инновационных приемов, подходов, форм обслуживания. В этой связи представляется продуктивным проанализировать процесс обслуживания юношества с этих позиций.

Информационная  революция рождает новые средства, помогающие получить новые знания, мы становимся свидетелями рождения новой – некнижной – цивилизации. И к этому процессу наиболее интенсивно приобщена именно молодежь. Это объясняется его большей чуткостью ко всякого рода новшествам, а также более высоким уровнем технической грамотности. Таким образом, формируется новое поколение – телекомпьютерное – в отличие от взрослого – литературного.

Взаимодействие традиционных и инновационных процессов нашло яркое проявление в номенклатуре предлагаемых пользователю и библиотечных услуг.

Наиболее ярко в деятельности юношеских библиотек представлены «услуги организации библиотечного общения», что подтверждает вывод о том, что библиотека в работе с юношеством выступает, прежде всего, как центр досуга, общения. Из клуба по интересам он все больше становится местом, куда можно прийти пообщаться, причем не только на интеллектуальном уровне. Во многих библиотеках появились видеоклубы, видеосалоны, которые вообще резко меняют библиотечную среду. Среди других услуг организации общения юных читателей распространены слайд-спектакли, вечер-портрет, литературные гостиные и т.д.

В последнее время во все большем числе библиотек стали возникать такие форы, как «телефон доверия», «телефон поддержки», и т.д. Эти формы – реакция библиотеки на реальную потребность пользователей, испытывающих сложности в процессе общения, в сущности – попытка библиотек помочь ему в прохождении социализации.

Отдельно надо сказать об играх не делового, не прагматического характера, но сугубо развлекательного и вместе с тем как бы объединяющего характера, что придает им особую нравственную ценность. Например, интеллектуальная игра для работающей молодежи «Время вперед!» или  «Колесо истории».

Достаточно широко в библиотечном обслуживании юношества представлены «услуги информирования». Среди услуг «информирования о наличном фонде» преобладают тематические выставки, нетрадиционно оформленные: «выставка-портрет», «выставка-натюрморт», «выставка вопрос». Например, Выставка – коллаж – главное назначение  ее – привлечение внимания читателей. Она носит скорее рекламно – информационный характер. Тема обычно берется широкого плана, например « Я молодой». В рамках  оформленного  коллажа  группируются  отдельные смысловые подтемы  (мода, увлечение музыкой и т.д.) Нет четкой структуры с разделами. Широко привлекается иллюстративный материал. Выставка должна быть  ярко и со вкусом оформлена. Выставка – диалог: диалог двух точек зрения, двух авторов. Представляется литература авторов с диаметрально- противоположными точками зрения по данной теме, вопросу, проблеме. Читатели могут выразить свое мнение по данному вопросу с помощью карандаша и бумаги, которые располагаются рядом с выставкой.

В последнее время в работе с молодежью стали стремительно входить циклы мероприятий. В ряде библиотек были организованы циклы мероприятий «искусство быть здоровым», «Необыкновенное, интересное, спорное»,  и др.

Заметное место в работе с юношеством занимают учебно-консультационные услуги. Их можно разделить на библиотечные и небиблиотечные.

Библиотечные учебно-консультационные услуги оказывает практически каждая библиотека: это библиотечные уроки, консультации («Как работать над рефератом», «Справочный аппарат библиотеки»), лектории («Что такое культура чтения?»), экскурсии по библиотеке и т. д. Некоторые библиотеки организуют кружки скорочтения, работают Школы библиотечно-библиографических знаний.

Формирование информационной культуры пользователей должно проводиться по определенной системе, так как только системный подход к организации работы может дать ощутимый эффект. Требуется проведение комплекса мероприятий по формированию информационной культуры юношества, включающего теоретические, практические и итоговые занятия.

В библиотеке можно создать Школу информационной культуры. Ее цель - дать юному пользователю представление об основных путях поиска информации, методах ее обработки и оформления.

Особенностью проведения занятий в Школе информационной культуры являются:

1.Активные формы обучения. Занятия проводятся в виде практических заданий.

2.Деятельностный подход. В начале занятий каждый из ребят выбирает ту тему, которая так или иначе его интересует (например, для написания реферата) и в дальнейшем совершенствует поисковые навыки, отталкиваясь от своих информационных потребностей. В конце ребятам предложено оформить результаты своей работы в письменном виде. На итоговом занятии анализируются пути поиска информации, правильность оформления работы.

3.Работа в малых группах. Группа из 5-7 человек является оптимальной для обучения.

Набор в Школу информационной культуры ведется в течение года. Содержание программы не меняется, а варьируется в зависимости от возраста (студенты, старшеклассники), т.е. различается способ подачи материала.

Нам важно не столько дать ребятам определенный объем знаний, сколько научить их самостоятельно приобретать новые знания, привить навыки работы с информацией.

План занятий Школы информационной культуры: «Информационные ресурсы общества и информационная культура личности», «Библиографическое описание как паспорт документа», «Знакомство с мультимедийными справочными изданиями», «Современные требования к оформлению результатов самостоятельной работы» и др.

Так же широко представлены в работе с молодежью кружки иностранных языков («Лингва»), всевозможных поделок (вязания, икебаны), а также театральный и др. Во многих случаях они вошли в жизнь библиотек. Такой симбиоз придает дополнительную окраску библиотеки, делает ее более привлекательной и способствует ее рекламе.

 

Пензенская областная библиотека для детей и юношества открыла в своих стенах Школу чтения «Войди в мир книги». Курс занятий включает в себя уроки информационной культуры: историю создания книг и библиотек, знакомство с терминами книжного и библиотечного дела, обучение навыкам работы с каталогами.

Тамбовской областной детской библиотекой был реализован проект по компьютерной грамотности детей и подростков «Интернет-2013: безопасная загрузка». Мероприятия по проекту включали уроки, раздачу буклетов и памяток, проведение игр и турниров и т. п. Проект стал победителем конкурса «Библиотеки и музеи в современном обществе».

В центральной городской детской библиотеке им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), прошел литературный костюмированный бал, посвященный творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Участниками стали старшеклассники – читатели библиотеки и курсанты Нахимовского военно-морского училища, которые заранее подготовились к балу и познакомились с жизнью и культурой той эпохи. Во время бала необходимо было не только показать свое умение исполнять старинные танцы (полонез, мазурку и галоп), но и хорошо знать творчество поэтов. В перерывах между танцами ведущая рассказывала о традициях проведения дворянских балов, о том, кого на них приглашали и как проходила подготовка, а гости бала принимали участие в литературных играх: разгадывали шарады, разыгрывали сцены из драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», писали миниатюры, используя определенный набор архаизмов, вставляли пропущенные слова в стихотворение «Бородино» и пробовали свои силы в качестве поэтов в буриме.

Новосибирская областная юношеская библиотека провела День игр «Перекрестки эпох»: 16 площадок с самыми разными играми: • Разнообразные интеллектуальные игры - от "Что, Где, Когда?" до шарад и загадок. • Ролевые игры живого действия - от средневековой реконструкции до РПГ с поиском сокровищ. • Любимые видеоигры на платформах "Dendy", "Sega", "X-box 360" "Sony playstation". • Популярные настольные игры "Колонизаторы", "Манчкин", "Имаджинариум", "Берсерк", "Вархаммер", "Magic: The Gathering" и другие. • Турнир по компьютерной игре "Сталкер. Чистое небо". • Словесная ролевая игра "Мафия". • Специальная площадка для детей до 7 лет. • «Game-кроссинг» - обмен играми: от компьютерных дисков до скакалок и "тетрисов". • А также конкурс костюмов для любителей косплея и перевоплощений.

Отдел информации по краеведению и туризму Центральной городской библиотеки им. И. Калашникова г. Улан-Удэ провел интеллектуальный десант «Диалоги о сокровенном». Что такое «интеллектуальные десанты»? Группы творческих личностей, известных людей города — писателей, поэтов, художников, журналистов, историков-краеведов — выезжают по школам и дают познавательные уроки. У каждого «десантника» своя тема — о творчестве, профессии, поэзии и литературе, духовных и нравственных ценностях, смысле жизни. Как правило, такие «десанты» проходят в школах с большим успехом, ребята с удовольствием общаются с гостями, задают самые неожиданные вопросы.

В Библиотечном информационном центре «Чкаловский» Муниципального объединения библиотек г. Екатеринбурга состоялось открытие «Школы деловых людей». Эта необычная школа открывается для подростков, планирующих добиться успеха в жизни. Их ждёт цикл занятий, состоящий из трёх блоков: «Умеем ли мы общаться?» (здесь ребятам помогут развить коммуникативные навыки и познакомят с основами конфликтологии); «Сила внутри нас» (тренинг уверенного поведения) и «Сам себе режиссёр» (тренинг креативности). «Уроки» в «Школе деловых людей» проводит профессиональный психолог.

В молодежной гостиной «Кам’ин» проходит первый фримаркет. Люди приносят все, что им не нужно: надоевшие книги, игрушки, вещи. Взамен можно совершенно бесплатно забрать любую понравившуюся вещь. «Подобные мероприятия проводятся в крупных городах России и в Европе, то есть эта идея уже давно кем-то принесена. И мы решили, а почему бы не сделать такое же мероприятие на базе нашей молодёжной гостиной, ведь у людей так много вещей, которые им не нужны и которыми можно поделиться», - говорит менеджер «Кам’ина» Татьяна Романцова. Ближе к вечеру, по словам организаторов, все желающие смогут бесплатно посмотреть выступление фокусника, а также поучаствовать в мастер-классе по созданию бумажных городов, и много другом.

Флэшмоб сотрудники Кировской областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Грина приурочили к 100-летию писателя Виктора Драгунского. В группе библиотеки ВКонтакте они провели голосование за самые любимые рассказы писателя, собрали отзывы у детей и их родителей. Папы и мамы, бабушки и дедушки принесли в библиотеку свои фотографии 1960-х годов - времени написания «Денискиных рассказов». Получилась трогательная и неожиданная для детей выставка «Детство 1960-х». После подготовки состоялся и сам флэшмоб - в точно назначенное время во всех отделах библиотеки зазвучали рассказы Драгунского в исполнении актеров, педагогов, библиотекарей и читателей.

Калининградская ЦБС провела 7 мая акцию «Читаем ветеранам!». Экскурсионный трамвай с ветеранами и школьниками прошел по маршруту через исторический центр города. От экскурсовода городского музея пассажиры узнали об исторических местах Калининграда и военных событиях. Школьники читали для ветеранов стихотворения. На площади Победы трамвай сделал остановку, и все участники акции исполнили «Катюшу».

ЦБС Братска совместно с местной телерадиокомпанией провела серию трансляций «Город читает». Еженедельно в эфир выходили сюжеты, в которых горожане читали стихи русских поэтов. Всего было показано 45 оригинальных программ. В рамках проекта «Литературная фотосессия» библиотекари вместе с профессиональным фотографом создали серию работ, на которых они выступали в различных литературных образах. Все партнеры работали с библиотекой на безвозмездной основе.

В центральной районной библиотеке им. Л. Н. Толстого Новосибирска прошла Летняя библиотечная олимпиада «Наш выбор - библиотека!». В ней приняли участие сотрудники ЦБС, представители управления культуры мэрии, специалисты ГПНТБ, студенты Областного колледжа культуры и искусств (будущие библиотекари). Игра проводилась по принципу телевизионной викторины «Умники и умницы», в 2 этапа. Первый – домашнее задание «Слово литературному герою», где молодые специалисты представляли произведения русских и зарубежных классиков. Герои книг выступали в соответствующих костюмах в сопровождении видеоряда. Второй этап «Вперёд, профессионалы!» состоял из четырех агонов, содержащих вопросы, связанные с библиографией, историей и методикой библиотечного дела.

Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина проводят у себя Библиотечные вечеринки (Book-parties), которые организуются в этно- и ретростилях. В новом свете представляются ушедшие эпохи. План подготовки встречи таков: 1) генерация идеи; 2) соединение с понятием «книга, чтение», 3) деление мероприятия на смысловые части и поиск партнеров и спонсоров; 4) дополнение молодежными играми; 5) рассказ о событии в местах, где собирается молодежь; 6) приглашение фотографов и СМИ; 7) проведение; 8) публикация фотоотчета и отзывов.

В Национальной библиотеке в Чебоксарах открылась детская комната «Интеллектуариум», где 10 малышей и их родители в течение 45 минут будут играть в интеллектуальные и развивающие игры. Это социально ориентированный проект, получивший господдержку, который направлен на развитие малышей и заботу об их эмоциональном здоровье. «Интеллектуариум» прекрасно оформлен, оборудован современной детской мебелью, закуплены всевозможные развивающие, экологически чистые игрушки, материалы для творчества и книги. Посещение детской комнаты бесплатное. В течение 45 минут родители будут заниматься со своим малышом, используя все методические материалы, которые в ней размещены. Кроме того, планируются занятия с участием талантливых педагогов, ученых, представителей различных творческих и технических профессий.

В рамках праздника «Смоленска без поэзии не мыслю» работники библиотеки организовали уличный флешмоб «Библиогусеница «С почтением к чтению»». От памятников А. Т. Твардовскому, Василию Теркину, А. С. Пушкина и других мест люди, выстроившись в цепочку с плакатами и речевками, проследовали до областной библиотеки. «Библиогусеница» растянулась на несколько метров, в ней приняли участие около 300 человек.

«Дозор» - популярная форма работы в Смоленской областной универсальной библиотеке им. А. Т. Твардовского. Например, дозор «Смоленск, что в имени твоем?» был посвящен 1150-летию упоминания города в летописи. Студенты, поделившись на 6 команд, соревновались в знании истории и культуры региона. Участники получили путевые листы: предстояло расшифровать аббревиатуры с названием библиотечных залов, найти по электронному каталогу зашифрованные издания, опознать по отрывкам из произведений ту или иную картину, разгадать кроссворд, пройти компьютерный тест «Узнай улицу города» и ответить на вопросы викторин. В финале все участники составили «Письмо потомкам», которое будет храниться в библиотеке.

Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского организовала на главной площади города книжный городок «Буки в руки». Любители интеллектуальных развлечений приняли участие в викторинах, посвященных литературе и чтению, разгадывали ребусы, шарады, анаграммы, собирали литературные пазлы. С помощью библиотекарей можно было создать обложки для книг в технике квиллинга (Бумагокручение — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги) и айрис фолдинга (заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали), закладки. Были проведены подвижные игры и конкурсы. В исполнении смоленских поэтов звучали стихи, выступали коллективы областного центра. Был организован выездной читальный зал. В работе приняли участие театр уличного искусства, студия изобразительного искусства, мастерская настроения. Для всех желающих были проведены экскурсии «Литературный Смоленск»

«Книжный экспресс» - совместный проект железнодорожников и библиотекарей Новокузнецка, читальный зал для пассажиров на втором этаже железнодорожного вокзала. Библиотекари предлагают книги, периодические издания, справочно-правовые системы, городской информационный справочник, онлайн-афиши культурно-развлекательных учреждений города; услуги Wi-Fi, настольные и развивающие игры для детей и взрослых. В читальном зале можно почитать, книгу можно взять и с собой в дорогу. Рядом с читальным залом работает игровая комната для детей.

В Мордовской республиканской юношеской библиотеке прошло творческое занятие по фелтингу - валянию из шерсти. Молодое поколение ознакомилось с древним искусством, которое продемонстрировала преподаватель художественной школы. Позже читатели юношеской библиотеки сами опробовали себя в творчестве. Участники "культурной мастерской" самостоятельно сделали декоративные валенки, цветочки и бусины для украшений.

По субботам в Сланцевской центральной городской детской библиотеке проходят «воробьиные» дискотеки – «Топотушки». Под музыку и в танце интересно читать стихи, играть, разыгрывать сказки. Особенный восторг у детей вызывает взрыв из шариков во время игры «Шарики-стишарики». Тут же малыши вспоминают известные строчки стихов Агнии Барто про Таню, которая громко плачет, и про Бычка, вздыхающего на ходу. Возрастное ограничение для участников дискотеки – 10 лет. Музыку подбирают волонтеры-ведущие, учитывая тему и желания участников с прошлых дискотек. Танцы дети учат, повторяя движения за волонтерами, а на следующей дискотеке очень радуются, что могут уже танцевать самостоятельно. Баба Яга и Машенька водят хороводы под ремиксы популярных русских народных песен. Но любимым танцем малышей по-прежнему остается «Танец маленьких утят». Выходя с дискотеки, дети идут выбирать с родителями книги, и даже если они пришли первый раз и еще не записаны в библиотеку, желание брать читать книги у них возникает неизменно. Мамы потом говорят воспитателям, а воспитатели – другим мамам, что такие дискотеки – с играми, танцами, волшебными героями, стихами и загадками – это элемент творческого развития ребенка.

Детское книжное кафе «25 кило» Детская библиотека МЦБС им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге приняла участие в Ресторанном дне. Библиотекари вышли на работу в воскресенье и в середине промозглого февраля порадовали читателей вкусной едой и горячим чаем: «Стали вспоминать книги о еде: «Мишкина кашу», «Омлет с сахаром», «Шоколадная война»... А я вспомнила рассказ Виктора Драгунского «25 кило», в котором Дениска Кораблев на детском празднике выпил большую бутылку лимонада, чтобы весить ровно 25 килограммов и получить приз. Вот так мы и назвали наше Детское книжное кафе – «25 кило».» На празднике всех угощали блинами с домашним вареньем от Карлсона, пробовали вафельные сердца из книги Марии Парр, ели печенья за чаепитием «Алисы в Стране Чудес», закусывали «лакричными пальчиками» миссис Корри из «Мэри Поппинс». Всё готовили сами накануне и ночью. Пили чай, кофе и тот самый лимонад Дениски. Присутствовал на столе и волшебный Самовар Даниила Хармса – но не чтобы разливать из него кипяток, а исключительно для общения. На Ресторанный день пришло около ста человек: дети, родители, бабушки, знакомые студенты.

Общество борьбы со скукой в областной юношеской библиотеке г. Вологды Первое заседание было посвящено вежливости. Раскрыть эту тему участникам помог рассказ Антона Чехова «Смерть Чиновника». Бороться со скукой литературным способом собрались 15 человек. В дружеской обстановке за чашкой чая подростки и взрослые перечитывали чеховский рассказ, чтобы уловить все детали и вникнуть в глубинный смысл этого двухстраничного произведения. В конце беседы участники пришли к выводу, что Чехова беспокоит, как за своим общественным положением люди забыли о главном — о том, что они люди. И эта проблема не теряет актуальности со временем. Следующее заседание Общества борьбы со скукой будет посвящено произведению Александра Куприна «Гранатовый браслет».

Добровольческий центр открыт в Самарской областной юношеской библиотеке. Проектные направления работы Центра. – «ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ!» В социальных приютах, детских домах, школах-интернатах дни чаще всего похожи один на другой, мелькают одни и те же лица, а твоя улыбка может превратить этот день в целый праздник. – «В ИГРЕ!» Создание и продвижение среди молодёжи настольных, интеллектуальных и других видов игр. – «КНИГОВОРОТ» Какие книги можно считать «освобождёнными»? Что такое буккроссинг? Может ли книга самостоятельно «путешествовать»? – «СОБЫТИЯ КУЛЬТУРЫ САМАРЫ ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ» Тебе нравится писать заметки, статьи? Ты начинающий журналист? А может, тебе интересны культурные события Самары и области? Тогда встречаемся в библиотеке! – «ВОЛОНТЁР НА ВСЕ РУКИ» Оказание помощи организациям Самарской области по проекту «Доброньюс» /http://www.dobronews.info/. – МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО совместно с молодёжной организацией «Aiesec в Самаре»! В этот день можно будет пообщаться с иностранными волонтёрами и узнать, каким образом можно стать волонтёром по международному обмену. В проекте предусмотрена обучающая программа добровольцев, по окончании которой всем активным участникам будут вручены «Сертификат волонтёра» и «Личная книжка волонтёра». Участие в проекте бесплатное! Возрастные ограничения: 16+

Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека приступила к реализации проекта, поддержанного грантом Главы Чувашской Республики, «Зона действия – коворкинг «Читаем с папой!». Коворкинг – в переводе с английского – работающие вместе. Цель проекта – в Год культуры создать в республике новый устойчивый бренд «Читаем с папой!», активизировать участие отцов в процессе воспитания детей, повысить статус отца-воспитателя, привлечь отцов и детей к совместному чтению, посещению библиотеки, организовать совместный досуг. В рамках проекта в библиотеке создается коворкинг-зона для совместного чтения, занятий пап и детей, для проведения семейных мероприятий, игр, конкурсов, т. е. для приятного и полезного досуга отцов и детей. Он оснащается специальным оборудованием, книгами, настольными играми, современным телевизором, мультимедийным проектором с демонстрационным экраном. Здесь будут проводиться интересные лекции, тренинги и семинары для родителей; различные занятия, игры и праздники для детей. Коворкинг «Читаем с папой!» должен стать привлекательным местом для семейного отдыха, интеллектуального и творческого развития всех членов семьи.

Печа-куча – новый формат мероприятий, который был придуман в 2003 году в Токио австрийцами Астридом Кляйном и Марком Дитамом. Основав собственное архитектурное бюро «Klein Dytham Architecture», Марк и Астрид по долгу службы постоянно присутствовали на презентациях коллег или молодых дизайнеров, мечтающих присоединиться к KDA. Чаще всего это было утомительно, поэтому Марк и Астрид в конце концов придумали для выступающих жесткое правило: 20×20. Автор демонстрирует презентацию из 20 слайдов, и на комментарий к каждому ему дается 20 секунд. Слайды сменяются автоматически, и никакой возможности вернуться к предыдущему у спикера нет. Формат печи-кучи стал популярен во всем мире. В России к проведению подобных мероприятий подключились около 300 городов. Проведение печи-кучи в Вологодской областной юношеской библиотеке естественным образом определило тему – «Литература и все, что ее окружает».

В Москве состоялся полуфинал чемпионата по чтению вслух «Открой рот». Это немножко странные, весьма веселые и, конечно, очень интеллигентные соревнования. Почитать вслух в столичной библиотеке им. 1 Мая собралось около пятидесяти человек. Необычное развлечение, придуманное владельцем книжной лавки «Собачье сердце» Михаилом Фаустовым, стремительно набирает популярность. «Открой рот» уже прошли в более чем десяти городах России.

В Волгоградской ОУНБ им. М. Горького в честь Всемирного дня поэзии прошёл Молодежный поэтический «библиотешник». Назвать вечер поэзии «библиотешником» предложил Александр Кафтанов (известный в Волгограде поэт) по аналогии с «квартирниками» – популярными ныне тусовками творческой молодежи у кого-нибудь на дому. Название понравилось и «библиотешник» состоялся. В прошлом году мир праздновал более полусотни  отечественных и зарубежных поэтических юбилеев, и в нашей библиотеке вместе с молодыми поэтами Волгограда вспоминали стихи двадцати наших великих соотечественников. Во втором действии этого вечера юные дарования читали и пели свои произведения. Портреты и натюрморты юных художниц добавили «библиотешнику» реальных красок и вызвали  краткую, но экспрессивную дискуссию. 
Библиотека, в целях пропаганды качественной периодики, оформила  выставку «Капля мировой души», где поэзия была представлена на страницах некогда очень популярных толстых журналов.

В Волгоградской области стартовал проект «Чтение в портретах». Известным волгоградским политикам, руководителям, ученым, журналистам, бизнесменам, спортсменам, творческим людям библиотека им. М. Горького предлагает прислать свою фотографию с книгой или сфотографироваться в библиотеке, а также  ответить на несложные вопросы анкеты. 

Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И.С. Никитина реализует проект «Сеть мобильных информационных центров «Библионавигатор» в Воронежской области». Целью проекта является информационная поддержка исследовательской деятельности молодых учёных. Подобные центры организуются на базе центральных районных библиотек

«ЧиТаймПрестиж» – новый проект Челябинской областной универсальной научной библиотеки. В рамках проекта в стенах библиотеки организуются встречи с VIP-персонами, лидерами местного сообщества. Цель – показать роль книги, чтения, библиотеки в жизни успешного человека.

Буктрейлер - это ролик-миниатюра, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Выполняя свою основную задачу – представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение – в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и Интернет.

В Центральной детской библиотеке им. А.П. Гайдара в г. Клин, была проведена акция «Подвешенная книга». Идея акции родилась в след одноименной акции издательства «Розовый жираф», суть которой состоит в том, что покупатель книжного магазина может оплатить любую книгу, которую потом доставят в Детские дома, Онкологические центры и т.д. Такая замечательная идея не могла не найти отклика в библиотечном деле. От темы благотворительности библиотека отошла, зато приблизилась к теме популяризации чтения.
Условия акции:

Любой читатель, верой и правдой доказавший право носить это гордое звание, может «подвесить» на неделю свою самую любимую книгу, со своей рецензией (мнением, эмоциями, ВАУ!).
Акция запускается на 3 месяца, по результатам акции будут составлены именные рекомендательные списки любимых книг активных участников.
А также создан рейтинг самых самых самых книг нашей библиотеки!
Для библиотекарей интерес состоит в том, что данная акция призвана активизировать книговыдачу, помогает в создании рекомендательных списков чтения, и кстати, позволяет  вести дневник чтения своих читателей (может и не совсем нужное занятие, но в рамках руководства чтением очень полезное).
Реализация проекта выглядит так:
В начале акции подвесить книгу может любой читателей, в ходе же акции, будут отбираться только наиболее активные читатели. К тому произведению, которое участвует в акции, читатель-«подвешиватель» пишет небольшую аннотацию с оценкой или мнением о произведении.
Сама книга ставится на определенно отведенное место, оформленное в духе акции.
Книга выставляется максимум на неделю, в случае заинтересованностью ее ранее, или наоборот не проявленному к ней интересу, ставиться следующая по списку.
Ведется список книг участниц акции. На саму книгу ставиться стикер-отметка «Подвешенная книга».
Дополнительно фиксируется выдача акционных книг, а также фиксируется очередь из желающих на ее прочтение. Для уведомления о появлении книги в библиотеки используется смс и e-mail рассылки.
Предполагаемые результаты:
1. Активизация чтения, увеличение книговыдачи абонемента.
2. Создание читательских рентингов лучших книг. (В. Иванов рекомендует…)
3. Создание рейтингов лучших читателей.
4. Проведение творческого конкурса по самой читаемой книге.


В целях продвижения чтения в Центральной детской библиотеке ЦБС г. Иркутска стартовал проект серии книжных выставок под названием «Когда мне было пятнадцать». В небольших рассказах от собственного лица сотрудники библиотеки повествуют о том, как каждый из них полюбил чтение, какие книги ему нравились в подростковом возрасте, делятся эмоциями и впечатлениями, дают советы тем, кто хочет найти в бескрайнем книжном мире именно то, что будет ему наиболее интересно.

ГБУК г. Москвы «Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова», знаменитая нетрадиционным подходом к работе с читателями, провела литературный Хэллоуин.

Сотрудники библиотеки «Бестселлер» МУК МБС в г. Северодвинске Архангельской области организовали литературно-поэтический слэм подразумевающий участие не только поэтов, но и прозаиков.

Слэм (англ. slem — «хлопать») — это поэтическое соревнование, проходящее в несколько туров, в которых поэты в алфавитном порядке выходят на сцену и читают свои стихи, получая за это определенную сумму баллов от непрофессионального жюри.

Участники должны были подготовить прочтение выбранных ими собственных произведений для первых двух туров и финала. В первом туре необходимо было использовать костюмы, реквизиты, мелодекламации, видеопоэзию: анимацию, фрагменты рекламных роликов, слайд-шоу из фотографий, коллажей из журнальных вырезок, мультипликации. Во втором туре разрешались только мимика, жесты, пантомимика, звукоподражание. Слэм проводился по трем номинациям: «Поэзия», «Проза», «Песни». Цель проведения слэма: повышение популярности и укрепление авторитета поэзии в городе.

Музыкальный киоск В ЦРБ им. 1 Мая МУК «Централизованная библиотечная система» Сормовского района г. Нижнего Новгорода накануне праздника 9 Мая работал музыкальный киоск «Эти песни пели на войне». В течение всего дня звучали песни военной тематики, песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

В центральной городской библиотеке МУК «ЦБС Озёрского городского округа» Челябинской области стартовала интерактивная выставка-акция «Живая летопись войны». Выставка рассказывает о тех книгах, которые наиболее тронули сердца читателей, запомнились им и вызвали желание порекомендовать другому человеку. На выставке представлено больше пятидесяти книг. Ребята выбирают книги для чтения, а потом на стилизованных под книгу бумажных свитках указывают названия полюбившихся произведений. Свиток с названием лучшей, по их мнению, книги о войне прикрепляют на специальный планшет.

Инициатором и организатором грандиозного книжного шоу - молодежного читательского марафона — «Ощути радость чтения!» в Омске стал Молодежный совет Централизованной системы муниципальных библиотек с привлечением большого количества партнеров. В каждом административном округе города лидеры Молодежного совета провели пять презентаций «Книжный Гольфстрим». В 12 муниципальных библиотеках проведены виртуальные экскурсии «Томик из Интернета», в ходе которых пользователи познакомились с самыми популярными сайтами электронных библиотек. Во время марафона участники номинировали свои любимые книги на звание «Book-симпатия». Зоны голосования были организованы в 46 библиотеках и в четырех книжных магазинах сети «Книгомир». Финальным мероприятием марафона «Ощути радость чтения!» стала молодежная дискотека «Book-night» («Ночь книги»). Были объявлены имена лидеров в чтении, авторов лучших слоганов и фотографий на тему «Радость чтения».

У кого – Неделя детской и юношеской книги, а в «Центральная городская детская библиотека имени Сергея Тимофеевича Аксакова» г. Трехгорный Челябинской области - Неделя литературного кайтсёрфинга. В этот раз мы удивили, думается, многих, а у кого-то вызвали и явное недоумение. Мы и сами сначала сомневались: кайтсёрфинг – слово, детям, возможно, непонятное, к тому же - это вид спорта, к тому же – летний. А потом сомнения отбросили: дети – люди продвинутые (их новыми словами не испугаешь, но можно заинтриговать и тем привлечь), у летнего вида спорта оказались явные точки соприкосновения с нашей каникулярной программой. На том и порешили. В фойе библиотеки поместили большую красочную рекламу в форме розы ветров. Полуобъемная роза ветров была представлена в виде некоего одушевленного предмета, катающегося на доске по волнам.

 

У нас получилось пять волн: «Игровая волна», «Детективная волна», «Встречная волна», «Театральная волна» и «Интерактивная волна».
На доске написали слоган Недели: «Поймай свою волну! Будь на волне! Будь с нами!».
К верхним лучам прикрепили воздушный змей-кайт с названием Недели, на лучах разместили расписание каникулярных мероприятий. Каждый луч с названием одного из мероприятий, как стрелка, указывал на соответствующую тематике волну.
Рядом с розой ветров крупным шрифтом (на листе форматом А1) и с картинками объяснили идею:
«С 24 марта по 30 марта в нашей библиотеке – Неделя литературного Кайтсёрфинга.
Кайтсёрфинг – это летний вид спорта (Кайт – воздушный змей, сёрфинг – катание на волнах).
(рядом – стрелка, указывающая на фотографию с соответствующим изображением)
Но! Если кайтсёрфинг литературный, то он может проходить в любое время года и при любой погоде!
Кайтсёрфинг литературный – это:
Непредсказуемость направления!
Гонки на скорость!
Головокружительные победы!
Новые впечатления и открытия!
Отличная волна настроения!
Весенний ветер диктует направление
(рядом – стрелка указывающая на фотографию с изображением нашей библиотеки)»

В чем достоинство подобной формы организации каникулярной программы? В том, что эта форма позволяет объединить в единую композицию разнотематические, разноплановые, разноформатные мероприятия. У нас, например, в каникулярной программе присутствовали: «Книжно-игровая КАЙТавасия», библиотечное расследование «Подозревается гражданка в лаптях…», кукольный спектакль «Емелино счастье», праздник книги «Читайте вместе и будьте счастливы!», встречи с издательством Марины Волковой и поэтами Янисом Грантсом и Ниной Пикулевой, интерактивное поэтическое шоу «Сцена. Ты. Аплодисменты!», эффектный спектакль в стиле агитбригады «Тараканище» по стихотворению К. Чуковского в исполнении нашего детского театра «Открытая книга»…
Сейчас, когда каникулярная программа позади, можем утверждать: у детей формат недели недоумения не вызвал, а вот яркая необычная реклама притягивала внимание гостей, заставляла остановиться и рассмотреть, а значит – внимательно ознакомиться с предлагаемыми мероприятиями. В результате все мероприятия состоялись при большой и очень большой посещаемости и прошли на «ура». Ура!

Book Slam – своеобразное книжное соревнование, которое очень популярно последнее время у читателей. Эта форма продвижения книги была придумана доктором филологии Стефани Джентгенс (Dr. Stephanie Jentgens), занимающейся исследованием детской и юношеской книги. Название точно отражает соревновательный дух мероприятия: Slam в переводе с англ.- выталкивание, вытеснение, а в нашем контексте Book Slam- соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению выбранной книги, возможно с элементами музыкальной театрализации. Участники делятся на несколько команд, каждая из которых должна самым лучшим образом разрекламировать книгу в сжатые сроки. Презентация каждой книги длится максимум три минуты, за временем следят двое организаторов, вооруженных секундомерами. После каждой презентации жури и/или публика оценивает книгу с различных аспектов (как в фигурном катании) по десятибалльной шкале. При подведении итогов подсчитываются общие баллы и вручаются призы. В конце мероприятия все «книги-участники» выставляются на стенде, и публике предоставляется возможность познакомиться с ними поближе. Успех Book Slam прежде всего у молодёжной аудитории связан с игровым характером мероприятия, скоростью и захватывающим эффектом «книжных ралли».

Сторителлинг – это способ передачи информации через рассказывание историй. Человечество занималось этим все время: сказки, мифы, легенды... Почему же сейчас к сторителлингу такое внимание? В библиотеках за рубежом рассказывание историй  - популярное событие. Существуют профессиональные сторителлеры. Значит этому можно учиться! Для библиотек, решивших увлечься сторителлингом, есть огромный плюс - для этого не нужно никакое оборудование. Хотя, если оно имеется, рассказывание историй дополняется музыкой, фото, видео и другими эффектами (цифровой сторителлинг).

 

Новые способы борьбы с задолжниками

В блоге «Идеи, пойманные в сети» прочитала о новом интересном способе борьбы с задолжниками. Привожу текст:

"Библиотекари не любят задолжников и постоянно "борятся" с ними. Проводят Дни возвращённой книги, устраивают Недели прощения и акции "Вернись, я все прощу!" и т.п. А Няганская библиотечно-информационная система (Ханты-Мансийский автономный округ) провела акцию «Библиотека без задолжников».

На сайте сообщается:

Сотрудники городских библиотек обратились с просьбой ко всем жителям города вернуть библиотечные книги, которые не были возвращены в срок. Обнаруженные книги можно было сдать инкогнито в любую из библиотек, где располагались корзины «Подкидыш». В акции приняли участие 130 человек, 262 библиотечные книги вернулись на свои полки. Мы признательны всем, кто откликнулся и принял участие в Акции. Благодарим за каждую возвращенную книгу и приглашаем посетить городские библиотеки".

А блог Тендряковка.ру предлагает использовать для борьбы с задолжниками социальную сеть Вконтакте – сделать запрос (ввести ФИО читателя-задолжника, разместить информацию на его стене и…ждать результата). Злостные задолжники возвращают книги!

А если при записи в библиотеку записывать на формуляре читателя адрес электронной почты, то можно посылать не только напоминания о его задолженности, но и приглашения на массовые мероприятия, информационные списки новинок литературы и т.п. Таким образом, мы приближаемся к библиотекарю и читателю Web 2.0, осуществляем виртуальное обслуживание пользователей.

Какие меры для возвращения своих книг предпринимаем мы? Для обеспечения сохранности фонда и своевременного возврата книг обычно в мае проводится «Неделя прощенной книги», цель которой - напомнить задолжникам (студентам, учащимся – в основном, они являются нашими должниками) о взятых библиотечных книгах и вовремя вернуть их. В рамках Недели организуется Акция "Верните книги в родные стены!", в ходе которой в учебных заведениях на стендах информации развешиваются объявления, призывающие сдать книги в библиотеку. Помимо индивидуальной работы с задолжниками (телефонные звонки, беседы при посещении библиотеки), предпринимаются административные меры, в частности, списки студентов-задолжников передаются руководителям учебных заведений, а также зав. библиотеками этих учебных заведений. Это дает, как правило, положительный результат, и злостные задолжники сдают книги или заменяют утерянные. Регулярно (один раз в квартал – 1-ое число первого месяца квартала) проводится «День возвращенной книги». В этот день читатели могут сдать просроченные по сроку возврата книги без оформления штрафных санкций и нареканий со стороны библиотекарей. Многие студенты специально ждут этот день, чтобы не платить штраф.