2007 – Год ребёнка
ВСЕМ ЛИ ТЕПЛО У ДОМАШНЕГО ОЧАГА?
Сырое дерево гни, пока не высохнет,
ребёнка учи в своё время.
Домашнее насилие… Такие страшные слова. Сразу представляется изверг-насильник или пьяное чудовище. Но, наверное, редко кто задумывается над тем, что это понятие включает в себя и более безобидные вещи.
Крики, брань, угрозы, запугивания, подзатыльники, шлепки и ссоры, свидетелем которых становится ребёнок, - всё это варианты домашнего насилия. Понятно, что его осуществляют не только изверги и алкоголики, но и обычные люди, любящие своих детей, кстати. Просто они не умеют по-другому выражать свои негативные эмоции, которых при воспитании ребёнка бывает очень-очень много.
Часто грубость, оскорбления и крик никаким насилием и не считаются. Уж с очень большой терпимостью относятся многие к таким проявлениям, и даже находят этому объяснения, извинения: это, мол, в сердцах, сгоряча, обидно, но зато искренне. Достаточно живучи представления о том, что детей можно и нужно бить для их же блага. По мнению многих, современное воспитание грешит вседозволенностью, и гораздо полезнее не рассуждать бесконечно с ребёнком о том, что можно и чего нельзя, а отшлёпать, только бить нужно не слишком больно.
Как ни дико, но такие взгляды существуют. Действительно, шлёпнуть проще. Во-первых, быстро, во-вторых, совершенно безопасно: ребёнок не ответит. Но ведь все дети разные. Кем-то побои воспринимаются как своего рода разрешение на насилие по отношению к более слабым. Вот так и начинаются круги насилия: папа бьёт сына, он – своего младшего брата, а тот преследует какого-то беднягу в своём классе. Потом этот бедняга вырастает, и неизвестно кому отольются его слёзки. Чаще всего они отливаются его домашним – и мы снова возвращаемся к домашнему насилию.
Необходимо помнить, что семейное насилие может приводить к стрессовому расстройству у ребёнка. К тому же для него побои – это унижение. Конечно, кричать, увязая в спорах, тоже не выход. Наказания должны быть, только они должны соответствовать возрасту ребёнка. Наиболее правильны те наказания, которые знакомят ребёнка с последствиями его действий. Например, если ребёнок безобразничает за столом, капризничает и отказывается от еды, не нужно заставлять его есть. Просто отправьте из-за стола и не давайте ничего есть до следующего приёма пищи. Ничего – это значит ни колбаски, ни яблочка, ни конфетки. А общение с ребёнком при этом сохраните нежным. Если же он начнёт хныкать, то хочется кушать, посочувствуйте, но есть не давайте, а посадите за стол только тогда, когда наступит время следующего приёма пищи.
Но часто родители в таких случаях начинают нервничать и переживать: как же, их дитя голодное! И выговаривают ему со страстью: вот, тебе говорили, тебя предупреждали, что нельзя капризничать за столом! Все эти слова лишние, и от них весь смысл наказания теряется.
Не нужно нотаций, ведь ребёнок уже лет с пяти всё прекрасно поймёт сам и сделает правильные выводы. Только не забывайте, что ребёнок обязательно должен увидеть последствия своих поступков. Естественно, такие методы воспитания требуют от родителей последовательности действий.
Или, например, нужно одеваться и идти в детский сад, а ребенок собирается медленно-медленно, хотя на самом деле умеет это делать быстрее. Скажите, что вы не можете опаздывать на работу, поэтому должны выйти из дома во столь-то. И если он будет тянуть время и так медленно одеваться, вам придётся самой быстро одеть его в то. Что окажется под рукой. Объясните, что вам будет некогда выбирать, какое платье или джемпер он захочет надеть. Если же он будет быстро одеваться сам, можно позволить ему выбрать то, что он пожелает. И вы должны поступать так, как сказали.
Помните: вам нужно научиться отстаивать свои жизненные интересы, но делать это без оскорблений, побоев и унижений ребёнка. Все дети время от времени проверяют родителей на прочность, опытным путём определяя границы допустимого. Поэтому в своих действиях нужно быть последовательным и как можно более спокойным. Осознайте, что у вас так же, как и у вашего ребёнка, есть свои «границы возможного и невозможного», о чём вы ему честно рассказываете. Вы готовы считаться с его границами («у тебя есть столь-то времени, ты можешь сам выбирать одежду и т.д.»), но и ему нужно считаться с вашими.
А если же он выбирает иной способ действия, то встретится с определенным его следствием.. Но здесь есть одно правило: ваш ответный ход должен ограничиваться только данной ситуацией. Нельзя в течение всего дня напоминать ребёнку об утреннем инциденте или ходить обиженным из-за вчерашнего конфликта. Не распространяйте определённую ситуацию на жизнь в целом. Отвечайте на данный конкретный случай. Так вы сохраните отношения с ребёнком тёплыми, а также поможете малышу научиться соизмерять свои желания с желаниями и возможностями других людей. Главное – запастись огромным терпением и верой в успех, и тогда всё получится.
Вырастить из своего ребёнка Человека с большой буквы мечтают все. Как разрушить или обойти преграды на этом пути? Здесь на помощь приходят книги. Именно в них вы найдёте ответы на интересующие вас вопросы. Такие книги, где содержатся профессиональные советы по выходу из трудных ситуаций, имеются и в нашей библиотеке, которая находится по адресу: ул. Щербакова, 58 (ДК «Октябрь»)
Мы будем очень рады, если у нашей библиотеки появятся новые читатели и друзья!
В. Сулимкина,
зав. городской библиотеки-филиала № 2им. Н.А. Некрасова.